Как попасть туда, куда вы летите
Счисление пути заключается в определении вашего положения в данное время по расстоянию, пройденному вами с известными курсами. Счисление может считаться вполне надежным только в том случае, если вы можете проверить свое положение относительно какой-либо определенной точки на зем-. ной поверхности. Предположим, что вы летите над облаками и потеряли землю из виду. Ваш курс был рассчитан на основании сведений о направлении и скорости ветра, полученных вами перед началом полета. Но, хотя эти сведения были правильными в то время, когда вы прокладывали свой путь на карте, ваши расчеты могут быть совершенно спутаны, если ветер на высоте полета изменил свое направление и скорость.
В прежнее время, когда применяли счисление, единственным способом проверки правильности вашего пути была ориентировка по земным ориентирам (городам, рекам и т. д.), положение которых было указано на полетной карте. Когда приходится летать в облаках и через облака, счисление все еще остается основным приемом аэронавигации, но вашими ориентирами при этом являются радиостанции, радиозоны и радиомаркеры.
Прежде чем подробно рассматривать вопрос о счислении, вам следует запомнить несколько общих указаний.
Показания вашего компаса могут быть правдивыми, но для этого вы должны знать, насколько он отклоняется от истинного направления.
Картушка компаса отклоняется к востоку или западу в зависимости от вашего географического положения. Линии, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением, показаны на вашей полетной карте.
Если ветры на высоте дуют не параллельно проложенному вами пути, ваш самолет будет сносить влево или вправа в зависимости от направления ветра. Чтобы сохранять направление пути, вы должны лететь с компасным курсом, исправленным поправкой на ветер (угол сноса). Поэтому нос вашего самолета не всегда будет направлен прямо к месту вашего назначения.
Рис. 213. Углом сноса называется угол между линией, соединяющей точку вылета и место назначения, и прямой, параллельной продольной
Рис. 213.
оси самолета. На этом рисунке вы видите, как угол сноса самолета, летящего с данной скоростью, изменяется в зависимости от изменения направления ветра (угол сноса изменяется также в зависимости от скорости ветра).
Посмотрите на самолет в точке А. Здесь мы предполагаем, что ветер дует прямо с севера со скоростью 48 км/час; что вы летите в истинном северном — направлении с воздушной скоростью по прибору 240 км/час; что ваша истинная воздушная скорость 274 км/час, а путевая скорость 226 км/час. При этих условиях вам приходится брать поправку только на магнитное склонение. Если склонение западное и равно —10°, вы, чтобы лететь на север, должны прибавить 10° к заданному путевому углу, если же склонение восточное, вы должны вычесть 10°.
Теперь посмотрите на самолет в положениях В, С, D, E,F и в, и вы увидите, как угол сноса изменяется с изменением направления ветра. Скорость ветра остается во всех этих случаях постоянной.
Угол сноса зависит не только от направления и скорости ветра, но также от истинной воздушной скорости самолета, которая, как вы помните, определяется счетной линейкой (или вычислителем, изображенным на рис. 119), а также может быть аналитически получена из уравнения, данного на стр. 147; при этом учитываются температура и давление на данной высоте.
В правой части рисунка показан способ определения путевой скорости и угла сноса, когда известны направление и скорость ветра и истинная воздушная скорость вашего самолета. Прежде всего отложите географическое направление полета (путевой угол); затем постройте угол, составленный направлением ветра с этим направлением, и в сторону, куда дует ветер, отложите его скорость в каком-нибудь линейном масштабе. В том же масштабе возьмите истинную воздушную скорость; отложите ее, как пока-
зано на рисунке. В результате вы найдете сторону треугольника, показанную жирной черной линией. Длина этой линии, измеренная тем же линейным масштабом, в котором вы откладывали скорость ветра и истинную воздушную скорость самолета, дает вам его путевую скорость. Заметьте, что в данном случае угол сноса равен 8°. Изучив этот рисунок, вы без труда можете строить треугольники скоростей и находить решения для разных направлений и скоростей ветра при различных истинных воздушных скоростях.
Рис. 214. Здесь мы еще раз показываем вам шаг за шагом, как определять компасный курс, учитывая ветер. Начните с положения А. Если вы летите прямо на север и продольная ось вашего самолета направлена также прямо на север, то при ветре, дующем слева (или справа), вы никогда не попадете на место назначения. Но если вы построите вектор направления и скорости ветра, как показано в положении В, и отложите истинную воздушную скорость вашего самолета, как показано в С, вы получите угол сноса. Вычтите его из магнитного курса, по которому вы летели бы, при условии отсутствия бокового ветра, и вы получите правильный магнитный курс следования. Исправьте его на девиацию компаса и получите компасный курс следования.
Рис. 215. Здесь путь вашего полета направлен не на север. Пользуясь приемами, показанными на рис. 214, вы можете получить магнитный курс следования, как показано в положении D. — • • ■. ;
Скорость ветра на высоте не имеет большого значения, когда вы летите на короткое расстояние, как вы увидите ниже, но она играет большую роль при полетах на дальние расстояния. При дальних полетах ветер на высоте является одним из факторов, определяющих время, необходимое для перелета от места вылета до места назначения. Однако время принимается в расчет в последнюю очередь. Прежде всего вы должны определить минимальную высоту полета в соответствии с правилами передвижения по воздуху, местностью, над которой вы будете лететь, и господствующими атмосферными условиями. Затем вы должны решить, является ли намеченная высота полета наивыгоднейшей в смысле режима мотора и спокойствия полета.
Далее, вы можете заняться ветрами, дующими на высоте. Если скорость ветра, например, составляет более чем 10% от максимальной скорости вашего самолета, вы не будете в состоянии преодолеть ее задерживающее действие, форсируя ваш мотор или моторы. Даже если бы вы смогли увеличить крейсерскую скорость самолета на 10%, это было бы непрактично, так как вам пришлось бы полностью открыть дроссели ваших моторов. Это значило бы, что самолет летит на своей максимальной скорости, а такой режим отнюдь не благоприятен для вашей винтомоторной группы.
Рис. 216[23]. Приняв во внимание все прочие условия, вы должны сознательно выбрать высоту полета. Например, если по аэрологическому бюллетеню вы увидите, что на высоте 600 м дует попутный ветер со скоростью 27 км/час, на высоте 1000 м ветер тоже попутный, но скорость его 24 км/час, на высотах 2 000 и 2 300 м ветер встречный, а на высоте 4 000 м хороший попутный ветер, то с точки зрения безопасности вы, может быть, предпочтете лететь при встречном ветре на высоте 2 000 или 2 300 м, чем при попутном ветре, но на высоте 600 и 1000 м. Может быть, полет будет спокойнее
на высоте 1000 м с попутным ветром в 24 км/час, чем на высоте 600 м, где скорость ветра равна 27 км/час. При перелете на короткое расстояние не было бы никакой выгоды забираться на 4000 м только для того, чтобы иметь лучший попутный ветер.
Я указал здесь некоторые соображения, могущие повлиять на ваш выбор высоты полета, но помните, что если вы летите в Америке по трассе воздушной линии, вы должны выбирать высоту так, чтобы эта высота выражалась четным числом тысяч футов над уровнем моря при полетах в западных направлениях и нечетным числом тысяч футов при полетах в восточных направлениях.
Следующие формулы позволят вам найти путевое время, пройденный путь и путевую скорость[24]: .